Про автоматизацию
Навеяло общением с пользователями моей программы.
Да, программа это "костыль" к AutoCAD Electrical. Она закрывает определенную нишу, позволяет создать группу выходных документов которые предусмотрены в ПД на постсовковом пространстве. Например рисованные внешние подключения. Не скажу что это исключительно у нас так рисуют, но та "забугорная" документация что я видел ограничивается компактными и более информативными таблицами подключений. И так далее. Но я не об этом хотел сказать.
Я к тому что ожидания людей переходящих от обычной к AutoCAD "рисовалки" к к AutoCAD Electrical как правило не оправдываются.
Например, все конечно понимают что Электрикал это автоматизация и ессно ждут от нее невиданных чудес. Однако и близко не понимают что именно улучшает и облегчает автоматизация.
Вот сейчас, раз-два, перейдем на Электрикал (Р8, Компас Электрикал, Е3 series или еще какая ни будь аналогичная система) и вуаля - мы будем выдавать абсолютно безошибочные проекты за пол часа. Ага, щаззззз, три раза. :)
Основное предназначение любой КАД системы (в моем понимании) - убрать человеческий фактор и рутину.
Например: сбор и оформление клеммников - наиболее яркое.. ошибиться на раз-два. Расчет кабельного журнала. Оформление и корректировка оформления. Формирование выходных документов и т.д. _ это ранее занимало львиную долю времени. Теперь кабельный журнал считается за секунды. Изменить что-то в штампах чертежей (например шифр проекта) и пере собрать том в пдф - легко и беззаботно, собрать спецификацию безошибочно и до винтика - раз плюнуть, откорректировать клеммник (переставить клеммы и/или добавить новые клеммы) - на раз-два.
Экономия времени? ДА! Уменьшение или полное отсутствие ошибок? ДА! Кажись все радужно - такая экономия на лицо.
Однако плата за это - усложнение разработки принципиальных схем. В смысле что схемы теперь должны быть сделаны максимально подробно. Дело в том что используя любую CAD систему мы рисуем не схемы - мы создаем модель объекта проектирования по правилам CAD системы. То есть в процессе разработки принципиальной схемы вставляем не просто графическое обозначение реле - происходит установка образа РЕАЛЬНОЙ детали, которую можно пойти и купить в магазине. Это надо четко понимать.
Не должно быть такого: - нужно вставить реле, а легко - сейчас нарисую. НЕТ!!!!! НИКАКОГО РИСОВАНИЯ!!! Должен быть сначала создан элемент/блок который отображает РЕАЛЬНОЕ реле, с заполненными атрибутами- модель как бы. И вот тогда можно вставить эту модель реле - но не просто в чертеж схемы, а в свою модель объекта (подстанция, завод, кран, освещение, вент установка, что угодно).
И обязательно показаны все! связи между элементами с указанием типа проводника и его нумерацией.
Вот тут то и появляется подводный камень - затраты времени на разработку принципиальных схем растут в геометрической прогрессии. Ранее некоторые вещи можно было не приводить на схемах, "два считаю три в уме", мол умолчания спецы и так поймут. Например показал контакты реле, нарисовал две линии и написал "В схему опер блокировок" - и готово. Но теперь "шара не катит" - необходимо создавать явные связи между деталями.
Приведу яркий пример - типовая работа "407-0-154. Схемы вторичных соединений подстанций 35/6-10 кВ" разработки славного "Сельэнергопроект":
Я взял из той кучи "схем" наиболее типичный кусочек. И для того что бы понять куда подключены и куда идут проводники от контактов РП нужно будет взять другой том проекта и искать куда собсно идут проводники, на какие клеммы шкафа. Это не принципиальная схема - это что-то вроде функциональной. Смотрим в википедии что такое принципиальная схема, смотрим определение в ГОСТ и я прихожу к выводу что на картинке таки не принципиальная схема, а скорее функциональная. Но это мое личное мнение. Многие спецы "старой закалки" скажут что это прекрасная схема. Однако никакая CAD система не в состоянии понять что за херня нарисована на этой схеме. Что бы работала автоматика необходимо создавать схемы на языке выбранной CAD системы - подробно показать что с чем соединяется, описать каждую незначительную деталь. Другого пути нет.
Да, на распечатке и на экране модель выглядит как обычная принципиальная схема. Ну и приходит на ум что это как бы минус - из-за какого-то реле/лампочки столько геморроя. Однако надо понимать что этим мы защищаемся от ошибок, от дальнейшей траты времени на переделку и исправления сделанного. Мы тратим больше времени на обдумывание схемы и технических решений при разработке модели обьекта. И в результате растет КАЧЕСТВО проекта.
По опыту - 100% времени разработки могут как сократиться так и увеличится.
При обычном AutoCAD распределение времени на разработку - 30% схемы, 50% внеш подключения и КЖ, 10% задание заводу, 10% оформление.
В Электрикале - 75% схемы, 5% внеш подключения и КЖ, 10% задание заводу, 10% оформление. И учтите что все это практически без механических ошибок.
Я всегда сравниваю автокад с шикарной лестницей, а автокад электрикал с простеньким лифтом. Лифт по любому лучше )))
В такой лифт, даже простенький, быстро войти не получится. А как в "лифте" обстоят дела с однолинейными схемами?
ОтветитьУдалитьДа, это не кульман, инструмент сложный и требует времени на освоение. Но вопрос в том что именно ждут от него и стоит ли оно того.
УдалитьА однолинейная схема для меня - структурка/функционалка. Но это лично мое мнение.
Автокад электрикал как-то поддерживает работу с однолинейками, есть возможности, но меня это никогда не интересовало.